Статьи

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ПУТИ ПЕРЕХОДА К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка-детский сад № 258»
Ильченко Наталья Александровна, заведующий
Передерина Наталья Владимировна, старший воспитатель

Аннотация: в статье представляется опыт по реализации проекта «Методическое сопровождение педагогов на этапе введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Описываются основные цели и задачи методической работы, формы и методы работы с педагогами, проведенные открытые мероприятия и этапы реализации проекта, ожидаемые результаты.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, методическое сопровождение, «зона ближайшего профессионального развития», инновационный опыт, инновационная модель, проект, профессиональная компетенция

          На современном этапе особое внимание уделяется модернизации  системы дошкольного образования. Деятельность коллектива БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 258» в данном направлении выстроена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
          Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
          При введении ФГОС нами организована широкая разъяснительная работа среди общественности, педагогов и родителей о целях и задачах федерального государственного образовательного стандарта, его актуальности для системы дошкольного образования, для воспитанников и для страны в целом.
          Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов (человеческих, нормативных) в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС [3].
         Основным фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению стандартов и комплексность всех видов сопровождения. Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в дошкольном образовательном учреждении, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение [2] .
         "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.
           Методическое сопровождение – взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.
            Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности.
           Это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа методиста и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров.
           В условиях введения ФГОС особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая  готовность педагогов дошкольного образовательного учреждения [1]. С этой целью в общей системе методической работы мы  продумали  блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
            В сентябре 2014 года составлен и утвержден заведующим дошкольного учреждения план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС.
           Основной целью методической работы БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка-детский сад № 258» является:
-              создание модели методического сопровождения перехода дошкольного образовательного учреждения на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС дошкольного образования, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Были определены приоритетные задачи:
        создать методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования;
        обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней;
        разработать дополнительные образовательные модульные программы, ориентированные на повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам введения ФГОС;
        обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам ФГОС;
        создать диссеминацию опыта образовательных учреждений – пилотных площадок по введению ФГОС;
        разработать систему мониторинга реализации проекта «Методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образовательного учреждения».
           Считаем, что на этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов является проект. Именно проект позволяет включить всех педагогов в коллективную творческую деятельность по освоению нового.
          Нами был разработан проект методической работы «Методическое сопровождение введения ФГОС в дошкольном образовательном учреждении».
           Старт проекту дал педагогический совет «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании», после которого педагоги дошкольного образовательного учреждения объединились в творческие группы для работы над проектом.
           Разрабатываются подпроекты: «Проект по духовно-нравственному воспитанию», в рамках сотрудничества с Омской Митрополией, «Программа кружковой деятельности», проект инклюзивного образования «Равные среди равных».
           Методическая работа в дошкольном учреждении в условиях введения новых образовательных стандартов опирается на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна[2]. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, выявляются проблемы в деятельности педагога при внедрении ФГОС; актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория при  повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога.
            Также с 2013 года дошкольное учреждение является участником инновационного комплекса в БОУ ДПО «ИРООО» по теме «Обновление дошкольного образования в соответствии с ФГОС». Педагоги БДОУ ведут тъютерскую деятельность, на базе детского сада постоянно проходят открытые обучающие семинары с показом совместных образовательных деятельностей педагогов и детей для слушателей курсов повышения квалификации.
         На основе проведенного анализа существовавшей в ДОУ до 2012 года системы организации образовательного процесса было разработано Положение о рабочей группе, в функциональные обязанности которой вошло изучение инновационного опыта других образовательных учреждений и разработка инновационной модели образовательного процесса, включая планирование.      Апробация данной модели осуществлялась с 2012 по 2014 годы, в результате чего опыт работы был систематизирован, обобщен и представлен педагогическому сообществу на муниципальном и всероссийском уровнях, а также опубликован в сборниках и журналах.
У педагогов ДОУ имеются авторские разработки, отражающие интегративные подходы к организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ. В настоящее время у педагогов города существует потребность в методическом сопровождении по внедрению ФГОС ДО. Учитывая существующий опыт дошкольного учреждения, мы готовы оказать необходимую помощь в рамках реализуемого проекта.
         В данное время проект находится на втором этапе реализации, время проведения: январь 2014 г. – май 2015 г.
         Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач; предполагает активное взаимодействие участников проекта посредством практико-ориентированного сотрудничества через мероприятия: семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми.
         Предполагается, что педагогам в ходе реализации проекта будет представлена возможность для обмена мнениями и опытом работы по заявленной теме, обсуждения выдвинутых вопросов. На начальной и заключительной ступенях данного этапа проводится мониторинг с целью определения уровня профессиональной компетентности педагогов, их готовности к реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОУ, определение наличия позитивной динамики в профессиональном росте.
         За данный период времени были проведены ряд открытых мероприятий:
1.                Проведены заседания городской творческой группы педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов школ «Преемственность в организации проектной и исследовательской работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», январь 2014 года.

2.       Открытые совместные образовательные деятельности педагогов и детей по ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие» для слушателей курсов БОУ ДПО «ИРООО», январь, апрель, ноябрь 2014 года.  

3. Педагогическая мастерская для молодых специалистов города Омска «Структура построения занятия в соответствии с ФГОС», декабрь 2014 года.
4.       Публичный отчет для педагогов города Омска «Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования в рамках образовательной деятельности ДОУ», апрель 2014 года.
        В рамках педагогической мастерской были актуализированы такие понятия как целеполагание, мотивация детей на совместную деятельность, уточнили понятия о методах обучения и проведение рефлексии деятельности детей. Путем применения методики «Зеркало прогрессивных преобразований» молодые специалисты научились выявлять проблему в педагогической практике, ставить цели, задачи и разрабатывать мероприятия, направленные на ее решения, получать и оценивать результат.
        Таким образом, разработанный комплекс мер по методическому сопровождению педагогов на этапе введения ФГОС даст определенные результаты:
1.            У педагогов ДОУ расширятся представления о существующих формах организации образовательной деятельности.
2.       Педагоги будут обеспечены информационно-методическим инструментарием по внедрению ФГОС ДО.
3.       Старшие воспитатели будут подготовлены к объективной оценки соответствия образовательной деятельности ДОУ требованиям Стандарта.
4.       Педагоги ДОУ изучат нормативную базу введения ФГОС ДО в образовательную практику, инновационные формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО.
5.       Педагоги ДОУ научатся работать с нормативно-правовыми документами.
6.       Педагоги ДОУ освоят методы проектирования и моделирования образовательного процесса в ДОУ.
7.       Педагоги ДОУ будут обладать профессиональными компетенциями, помогающими выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОУ.

Литература:

1.    Арабаджи, В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
2.    Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
3.    Гержина, Т. И. Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование  // Методист. - 2011. - N 7. - С. 66-68.
4.    Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).
5.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".


                                                                                        БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка-
                                                детский сад № 258»
                                                                             Наталья Владимировна Передерина,
                                                    старший воспитатель

«Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов»

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
·     содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
·      поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
·      сотрудничество Организации с семьёй;
·      формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

Программа направлена на:
·    создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Требования к условиям реализации основной  Образовательной программы дошкольного образования.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
·       способствует профессиональному развитию педагогических работников;
·       создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
·  создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
           Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
           Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познава­тельных навыков детей, умений самостоятельно кон­струировать свои знания, ориентироваться в инфор­мационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
           Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
           Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
          Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно­го приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
          Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. 
          Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.         
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
·        в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
·        обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога),  сотворчество ребят и взрослых;
·        развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
·        Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
·        обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
·        развитие познавательных способностей;
·        развитие творческого воображения;
·        развитие творческого мышления;
·        развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
·        вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
·        активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
·        формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
·        формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
·        развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
·        формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
·        развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.        


Этапы разработки и проведения проекта
(последовательность работы педагога)

1. Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей
2. Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)
3. Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей)
4. Обсуждаем план с семьями
5. Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
6. Вместе с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном месте

                   Последовательность работы воспитателей по проекту

7. Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему)
8. Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта
9. Даём домашние задания родителям и детям
10. Переходим к самостоятельным  творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей
11. Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.
12. Подводим итоги:  выступаем на педагогическом совете, «круглом столе».м
Проект – это 5 «П»:
·        Проблема;
·        Проектирование или планирование;
·        Поиск информации;
·        Продукт;
·        Презентация.
Пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы ( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
          В БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка-детский сад № 258» реализуются много проектов, вот одни из самых успешных:
- проект «Коллекционирование фантиков» – победитель Регионального этапа Международной Ярмарки пединноваций;
- проект по экологии «Люблю и знаю свой родной край» – представлен на педагогическом марафоне в БОУ ДПО «ИРООО», 2013 г.;
цель проекта: формирование детей представлений о растительном и животном мире Омской области.
- проект «Мама, папа, я - музейная семья»  (проект реализуется в рамках апробации региональной программы «Здравствуй, музей!» и сотрудничества с музеем им. М.А.Врубеля. Родители вместе с детьми посещают целевые познавательные занятия, которые носят наглядно-практический характер (дети лепят, рисуют в процессе экскурсий, затем оформляют альбомы с фотографиями после посещения музея);
- проект «Я и моя семья-родные люди»;
Цель проекта: формирование детей представлений о растительном и животном мире Омской области.
          Проект «Мама, папа, я - музейная семья». Проект реализуется в рамках апробации региональной программы «Здравствуй, музей!» и сотрудничества с музеем им. М.А.Врубеля. Родители вместе с детьми посещают целевые познавательные занятия, которые носят наглядно-практический характер (дети лепят, рисуют в процессе экскурсий, затем оформляют альбомы с фотографиями после посещения музея).
          Проект «Я и моя семья-родные люди».
Цель проекта: создание условий для формирования нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации детско-родительского проекта «Я и моя семья – родные люди».
         Таким  образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Литература
1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. С. 6.
2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 24 – 36.3. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7 .С 76-83.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк:
7. Джонс Дж.К. Методы проектирования / пер. с англ. Т.П.Бурмистровой, И.В.Фриденберга; Под ред. В.Ф.Венды, В.М.Мунипова. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – 326с.
8. Проектный  метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей ДОУ / Авт. - сост. Л.С. Киселева и др., издательство АРКТИ, 2006.- 95 с.
9. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" от 01.09.2013 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий