Бюджетное
дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр
развития ребенка – детский сад № 258»
ПРОЕКТ
Механизм оценки содержания и качества подготовки
выпускников ДОУ
Авторы
проекта:
Наталья Александровна Ильченко,
заведующий БДОУ г. Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 258»
Наталья Владимировна Передерина,
старший воспитатель БДОУ г. Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 258»
Омск
- 2014
1
Проблемный анализ
Главной задачей
государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации
системы образования является обеспечение современного
качества образования, в том числе и дошкольного.
Согласно Федеральному закону «Об образовании
в Российской Федерации» качеству дошкольного образования уделяется большое
внимание. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста.
В данном документе говорится о
необходимости привести в соответствие применяемые формы, методы и средства
организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям
воспитанников; обеспечить эффективное использование и совершенствование методик
образовательного процесса и образовательных технологий; а также обеспечить
функционирование внутренней системы качества образования в дошкольной
образовательной организации [2, гл. III, ст.28].
Внутренняя система оценки качества
отвечает принципу контекстности развития образовательной системы –
разрабатывается с опорой на региональные документы, а также принципам
системности и преемственности – основывается на требованиях, предъявляемых Федеральным
государственным образовательным стандартом (далее - Стандарт) к результатам
освоения основной образовательной программы дошкольного образования (далее -
Программа).
Специфика дошкольного детства (гибкость,
пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности
дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в
Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо
ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде
целевых ориентиров, отраженных в Стандарте и представляющих собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного образования. Как отмечено в Стандарте,
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики, и не могут служить непосредственным основанием при
оценке итогового уровня развития дошкольников [5, разд. IV, п. 4.3, 4.5].
Таким образом, возникает проблема оценки
содержания и качества подготовки выпускников дошкольного образовательного
учреждения (далее - ДОУ) и определения уровня соответствия качества подготовки
выпускников ДОУ целевым ориентирам.
Цель проекта: создание механизма
оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.
Задачи
проекта:
1.
Определить
порядок проведения самообследования в части оценки содержания и качества
подготовки выпускников ДОУ.
2.
Определить
оптимальные психолого-педагогические условия (педагогические,
программно-методические, материально-технические и др.), необходимые в
дошкольном образовательном учреждении для успешной качественной подготовки
выпускников ДОУ.
3.
Определить
критерии оценки качества подготовки выпускников ДОУ.
4.
Разработать
и адаптировать карты наблюдений оценки ожидаемых изменений ребенка в результате
образовательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами.
5. Разработать
анкеты для родителей по оценке содержания и качества подготовки выпускников
ДОУ.
2
Концепция проекта
Качество образования в дошкольном
учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется
следующими позициями:
- как ребенок в учреждении реализует
свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными
возможностями и способностями;
- как организован педагогический процесс
в детском саду (режим, выбор программ, технологий, обеспеченность пособиями,
система повышения профессионального роста педагогов через разные формы
методической работы и т.д.);
- какие условия созданы в ДОУ
(образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства;
положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной
работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его
руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи;
систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и
принятия грамотных управленческих решений и т.д.).
В соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» ДОУ должно обеспечить открытость и
доступность информации о его деятельности [2, гл. 2, ст. 29], для чего следует
ежегодно осуществлять самообследование. Процедура самообследования, согласно
приказу Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г., включает среди
прочего оценку содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.
3
Содержание проекта
Ориентиром при проведении независимой
оценки качества работы ДОУ являются Федеральные государственные образовательные
стандарты, согласно которым основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования выступают целевые ориентиры Программы. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы (далее - Требования)
настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования.
В случае, если Программа не охватывает
старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как
долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения программы
воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования включают следующие показатели:
- ребенок овладевает основными
культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др., способен выбрать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым
воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в
игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет
устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая
моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям,
может следовать социальным нормам поведения правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Определение
результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров позволит, с одной
стороны, поменять отношение к дошкольнику, к оценке результатов его развития,
будет способствовать созданию комфортных по отношению к воспитанникам условий в
ДОУ. Но, с другой стороны, целевые ориентиры не позволяют увидеть динамику
развития ребенка, продумать и скорректировать индивидуальную работу с ним.
Таким образом, возникает
необходимость мониторинга динамики развития ребенка и, прежде всего, для
выявления способов и методов, с помощью которых педагог ДОУ может создать
наиболее оптимальные условия для развития дошкольника, преодоления проблем в
его личностном становлении.
В
настоящее время разработаны различные комплекты методик разноплановой
многомерной диагностики дошкольников, позволяющих фронтально изучить
психологическую готовность ребенка к школе. Под психологической готовностью к
школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического
развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в
коллективе сверстников. Диагностика психологической готовности к обучению имеет
смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом
случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального
развития детей и среднюю «зону ближайшего развития».
Дошкольные
образовательные программы оснащены таблицами (тестами)
мониторинга достижения детьми планируемых результатов.
Однако и диагностика психологической готовности ребенка к школе, и таблицы мониторинга достижения детьми планируемых результатов позволяют выявить прежде всего
образовательный результат. В то
время как, согласно Стандарту, результатом завершения дошкольного образования
должна стать социализация детей, формирование у них жизненно важных базовых
ценностей культуры мира.
В связи с этим необходима разработка
механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ в
соответствии с современными требованиями.
Механизм оценки содержания и качества
подготовки выпускников ДОУ включает следующие разделы:
- содержательный;
- организационный;
- управленческий.
Содержательный
раздел
определяет содержание механизма и включает такие основные компоненты, как:
- направления, показатели и критерии
оценки качества подготовки выпускников ДОУ;
- комплект измерительных материалов,
включающий следующий диагностический инструментарий:
- карта наблюдений за развитием ребенка
(эмоционально-социальное развитие);
- анкета для родителей;
- комплект методик фронтального изучения детей («Рисование бус»,
«Заселение дома», «Упорядочивание» и«Математический диктант»
И.И. Аргинской, «Продолжи узор» Г.Ф. Кумариной, «Раскрашивание фигур»
Н.Я. Чутко, «Разметка» Н.К. Индик и Н.А. Цирулик, «Диктант», «Чтение схем слов» и «Развитие устной речи» Н.В. Нечаевой);
И.И. Аргинской, «Продолжи узор» Г.Ф. Кумариной, «Раскрашивание фигур»
Н.Я. Чутко, «Разметка» Н.К. Индик и Н.А. Цирулик, «Диктант», «Чтение схем слов» и «Развитие устной речи» Н.В. Нечаевой);
- тест для педагогов подготовительных к школе групп «Готовность ребёнка к
школе»;
- методические рекомендации по
реализации механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.
Организационный
раздел.
Оценка содержания качества
подготовки выпускников ДОУ проходит два раза в год - в сентябре (на начало
периода) и в мае(конец учебного года). При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников анализируются
и оцениваются:
- Программа развития дошкольного образовательного учреждения;
- образовательные программы; характеристика, структура образовательных
программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и
приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса;
прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных
программ;
- механизмы
определения списка методической литературы, пособий, материалов в соответствии
с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической литературы,
рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе;
-
результативность системы воспитательной работы;
- соблюдение принципа преемственности обучения в школе;
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию
познавательной активности и интересов воспитанников;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей,
учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
Управленческий
раздел
включает систему управления механизмом оценки содержания и качества подготовки
выпускников ДОУ.
Заведующий
•
координирует
и контролирует работу воспитателей и специалистов в процессе подготовки детей к
школе.
Старший воспитатель
• осуществляет организацию и планирование работы, деятельность специалистов,
• осуществляет контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса;
• проводит оценку результативности работы;
•
оказывает помощь специалистам в освоении и применении инновационных
технологий;
• организует просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей;
• организует просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей;
•
проводит индивидуальные занятия, беседы и консультации по запросам
родителей.
Психолог
• проводит диагностику психического развития детей раннего и дошкольного возраста;
• устанавливает причины проблемных форм развития и поведения ребенка;
• консультирует родителей о возможных путях коррекции отклонений в психологическом развитии ребенка;
Психолог
• проводит диагностику психического развития детей раннего и дошкольного возраста;
• устанавливает причины проблемных форм развития и поведения ребенка;
• консультирует родителей о возможных путях коррекции отклонений в психологическом развитии ребенка;
•
оказывает помощь в подготовке ребенка к переходу детей старшего дошкольного
возраста на следующую образовательную ступень – школу;
• осуществляет психологическое сопровождение детей и членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ними.
• осуществляет психологическое сопровождение детей и членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ними.
Медсестра
• Оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам:
• организации физического воспитания, развития, закаливающих процедур и режима дня в домашних условиях;
• Оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам:
• организации физического воспитания, развития, закаливающих процедур и режима дня в домашних условиях;
•
антропометрии детей;
•
оздоровления, профилактики и предупреждения заболеваний у детей;
• эффективности физического воспитания с оценкой физической нагрузки на ребенка по возрастным норма;
• эффективности физического воспитания с оценкой физической нагрузки на ребенка по возрастным норма;
•
разработки индивидуальной программы оздоровления ослабленных и часто болеющих
детей.
Таким образом, работа специалистов имеет профилактические, диагностические, коррекционные, развивающие и консультативные функции.
Этапы реализации проекта
Проект реализуется в три этапа:
I этап - организационный:
сентябрь - ноябрь 2013
г .
На I этапе осуществляется следующая работа:
- изучение
литературы и нормативных актов в области независимой оценки качества
образования;
- разработка
локальных актов, в том числе положения о внутренней системе мониторинга
качества образования, положения о творческой группе,
- проведение
тестирования «Готовность педагогов к инновационной деятельности»;
- создание
творческой группы по разработке механизма оценки содержания и качества
подготовки выпускников ДОУ;
- написание
инновационного проекта;
- формирование плана
деятельности по реализации проекта;
-
определение критериев оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ;
- разработка
механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ;
-
подбор комплекта методик фронтального изучения детей (в соответствии с
общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой);
- подбор диагностической программы по определению
психологической готовности детей к школьному обучению, теста на изучение стартового уровня первоклассников
• Тестирование педагогов
«Готовность ребенка к школе»
II этап – практический: декабрь 2013 г . - май 2014 г .
На II этапе осуществляется следующая работа:
-
разработка диагностического
инструментария (анкеты для родителей, карты наблюдений);
-
апробация механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ;
-
анализ эффективности и внесение корректив в механизм оценки содержания и
качества подготовки выпускников ДОУ;
- создание системы мониторинга и психолого-педагогической поддержки индивидуального
развития воспитанников (исходя из результатов оценки содержания и качества подготовки
выпускников ДОУ);
-
создание системы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по
оценке индивидуального развития ребенка.
Ш этап - внедрение
механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ: сентябрь 2014 –
май 2015 г .
На III этапе осуществляется следующая работа:
- внедрение механизма оценки содержания
и качества подготовки выпускников ДОУ как одного из элементов самообследования,
проводимого ДОУ;
-
публикация аналитических и обобщающих материалов;
- Обобщение и распространение опыта работы по оценке содержания и качества
подготовки выпускников ДОУ, в том числе проведение городских семинаров,
конференций и т. д.
-
участие в различных научно-методических мероприятиях в направлении «Независимая
оценка качества работы образовательной организации».
- организация просветительской и
партнерской работы с родителями, общественными организациями, учреждениями
дополнительного образования детей по оценке содержания и качества подготовки
выпускников ДОУ.
4
Предполагаемый результат
1.
Внедрение механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ как
элемента программы самообследования ДОУ.
2.
Создание системы оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.
3.
Повышение качества подготовки выпускников ДОУ.
4. Повышение
профессиональной компетентности педагогов.
5
Критерии эффективности проекта по созданию механизма
оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ
Эффективность проекта по созданию
механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ определяется
в соответствии с критериями, представленными в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии
эффективности проекта по созданию механизма оценки содержания и качества
подготовки выпускников ДОУ
Критерии
|
Индикаторы
|
Балл
|
Инструментарий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Изменение
качества освоения основной общеобразовательной программы (далее – ООП)
дошкольного образования
|
- увеличение
доли детей, имеющих высокий и средний уровень развития личностных качеств в
соответствии с возрастом;
- уменьшение
доли детей, имеющих низкий уровень развития личностных качеств в соответствии
с возрастом
|
2 б. – более
50 % высокий уровень;
1 б. – более
50 % средний уровень;
0 б. – более
50 % низкий уровень
|
Карты наблюдений,
диагностические методики
|
Изменение
уровня профессиональной компетентности педагогических работников
|
- доля педагогических
работников, повысивших квалификацию за последнее время или повышающих в
настоящее время;
- доля педагогических
работников, участвующих в методических семинарах, мастер-классах;
- доля педагогических
работников, обобщающих и распространяющих педагогический опыт
|
2 б. – более
50 % пед. работников;
1 б. – 30 – 50 % пед.
работников;
0 б. – менее
30 % пед. работников
|
Документ, удостоверяющий
конкретный вид деятельности по повышению профессиональной компетентности
педагогического работника
|
Изменение материально-технических условий реализации
ООП дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС
|
- наличие УМК в соответствии
с реализуемой Программой дошкольного образования;
-наличие Программ,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей, в
том числе способных и талантливых детей, детей с ОВЗ;
- использование современных
разнообразных форм и методов обучения и воспитания;
- оснащенность помещений
развивающей предметно-пространственной средой;
|
2 б. – наличие в полном объеме;
1 б. – частично;
0 б. – отсутствие
|
Соответствие показателей развития
детей ожиданиям родителей
|
- доля
родителей, удовлетворенных успехами своего ребенка в ДОУ;
- доля
родителей, не вполне удовлетворенных успехами своего ребенка в ДОУ;
- доля
родителей, не удовлетворенных успехами своего ребенка в ДОУ
|
2 б. – более 50% удовлетворены;
1 б. – более 50 % не вполне ;
0 б. – более 50% не
удовлетворены
|
Анкета для родителей
|
Соответствие уровня оказания
образовательных услуг ожиданиям родителей
|
- доля
родителей, полагающих уровень образовательных услуг высоким;
- доля
родителей, полагающих уровень образовательных услуг средним;
- доля
родителей, полагающих уровень образовательных услуг низким
|
2 б. – более
50 % высокий уровень;
1 б. – более
50 средний уровень ;
0 б. – более
50 % низкий уровень
|
Анкета для родителей
|
Максимальное
количество баллов при определении эффективности проекта по созданию механизма
оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ – 20 баллов.
Коэффициент эффективности высчитывается
по формуле К =
,
где К – коэффициент эффективности; а – количество набранных
баллов;
р – общее количество баллов, равное 20.
р – общее количество баллов, равное 20.
При К ≥ 0,7 - высокий уровень эффективности; при 0,3 ≥К ≥0,7 - средний уровень
эффективности; при К ≤ 0,3 - низкий уровень эффективности.
6
Материально-техническое,
финансовое, кадровое
и научно-методическое обеспечение проекта
Для
реализации проекта требуется следующее финансовое обеспечение проекта (таблица
2):
Таблица 2 – финансовое обеспечение проекта
Содержание деятельности
|
Предполагаемое финансирование
|
Софинансирование
из внебюджетных средств
|
Повышение квалификации педагогов (6 чел.)
|
9000,00
|
|
Приобретение развивающих дидактических игр
|
15000,00
|
|
Организация платных дополнительных услуг в рамках
кружковой деятельности
|
20000,00
|
|
Приобретение СД-дисков с развивающими
видеопрограммами для развития познавательных способностей детей
|
2000,00
|
|
Итого:
|
9000,00
|
37000,00
|
Всего:
46000,00
|
Кадровое обеспечение
В реализации проекта примут участие сотрудники ДОУ, социальные
партнеры, составляющие мультидисциплинарную рабочую группу, обеспечивающую
психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной
деятельности (детей, родителей и педагогов), в том числе:
Таблица 3 – Кадровое обеспечение проекта
Ф.И.О.
|
Должность
|
Образование
|
Функциональные обязанности
|
Ильченко Наталья Александровна
|
И.о. заведующего
|
ОмГПУ, 2002
|
Организует работу по
реализации проекта,
подбирает специалистов,
контролирует текущую
работу специалистов,
составляет отчеты по
реализации проекта
|
Передерина Наталья Владимировна
|
Старший воспитатель
|
ОмГПУ, 2005
|
Координирует действия
специалистов, осуществляет сбор
и анализ информации об
образовательном процессе в
рамках проекта, осуществляет
научно-методическое руководство
реализацией проекта
|
Пащина Светлана Михайловна
|
К.п.н., доцент, ведущий методист сектора научно-методического обеспечения
отдела развития образования департамента образования Администрации города
Омска
|
ОГПИ, 1987
|
Консультирует педагогов,
осуществляет сбор и
анализ информации качества образовательного процесса, развития детей с
учетом их индивидуальных особенностей в условиях дошкольного учреждения
|
Князева Анастасия Сергеевна
|
педагог-психолог
|
ОмГПУ, 2010
|
Осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса с
детьми, педагогами и родителями
|
Крючева Вера Владимировна
|
главный бухгалтер
|
Омский финансово-экономический колледж, 1999
|
Bедет
бухгалтерский учет, составляет отчеты во внебюджетные фонды, оформляет
финансовые документы по проекту
|
7
Система управления проектом
Система управления проектом включает координационный совет, методическую и
психологическую службы.
В состав координационного совета входят научный руководитель проекта,
руководство проекта (администрация ДОУ). Координационный проект осуществляет
стратегическое управление реализацией проекта в соответствии с целями и
задачами; осуществляет контроль и принимает решения по наиболее приоритетным
направлениям и задачам проекта; организует деятельность по реализации проекта.
Научный руководитель осуществляет научно-методическое сопровождение
проекта; руководство проекта обеспечивает организацию взаимодействия всех
участников проекта, организует разработку методической документации, работу по
распространению опыта (научно-методические семинары, мастер-классы,
наставничество), готовит отчетность о реализации проекта.
Методическая служба, в состав которой входит старший воспитатель, осуществляет
профессиональную помощь педагогическим работникам – участникам проекта в разрешении
проблем профессиональной деятельности; анализ и оценку профессиональной
деятельности педагогов, организует и проводит методическую работу с педагогами
и родителями по проблеме; информирует о научно-теоретической и методической
литературе по проблеме; оказывает помощь в проектировании и реализации
индивидуальных творческих планов.
В состав психологической службы входит
педагог-психолог, осуществляющий психологический анализ педагогической
деятельности; психологическую диагностику развития детей; проведение
психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций, совместных
занятий.
8
Дальнейшее развитие проекта
1.
Внесение
дополнений и корректив в механизм оценки содержания и качества подготовки
выпускников ДОУ на 2014-2015 учебный год.
2.
Обеспечение
доступности, открытости информационного пространства.
3.
Создание нового проекта «Программа внутреннего мониторинга качества
дошкольного образования»
Список литературы
1. Виноградова, Н. А.
Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие
[Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. –
М.: АЙРИС-пресс, 2007
2. Калинина, Р. Р.
Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р. Калинина. –
СПб.: Речь, 2003
3. Комарова, Н. Ф.
Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н. Ф.
Комарова. - М.: Скрипторий, 2010
4. Критерии оценки качества
работы дошкольных образовательных учреждений (по видам учреждений) в рамках
перехода на новую систему оплаты труда [Текст] - М.: Центр психологического
сопровождения «ТОЧКА ПСИ», 2010
5. Свирская, Л. Методика
ведения педагогических наблюдений [Текст] / Л. Свирская. СПб.-М.: Образовательные проекты,
ЛИНКА-ПРЕСС, 2010
6.
Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования.Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г . N 1155 г . Москва.
7.
Федеральный закон «Об
образовании», 29 декабря 2012
г .
Комментариев нет:
Отправить комментарий