Проекты

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 258»






ПРОЕКТ

Механизм оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ






Авторы проекта:
Наталья Александровна Ильченко,
заведующий БДОУ г. Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 258»

Наталья Владимировна Передерина,
старший воспитатель БДОУ г. Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 258»






Омск - 2014





1       Проблемный анализ

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» качеству дошкольного образования уделяется большое внимание. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В данном документе говорится о необходимости привести в соответствие применяемые формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников; обеспечить эффективное использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий; а также обеспечить функционирование внутренней системы качества образования в дошкольной образовательной организации [2, гл. III, ст.28].
Внутренняя система оценки качества отвечает принципу контекстности развития образовательной системы – разрабатывается с опорой на региональные документы, а также принципам системности и преемственности – основывается на требованиях, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - Стандарт) к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, отраженных в Стандарте и представляющих собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Как отмечено в Стандарте, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не могут служить непосредственным основанием при оценке итогового уровня развития дошкольников [5, разд. IV, п. 4.3, 4.5].
Таким образом, возникает проблема оценки содержания и качества подготовки выпускников дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) и определения уровня соответствия качества подготовки выпускников ДОУ целевым ориентирам.
Цель проекта: создание механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.
Задачи проекта:
1.     Определить порядок проведения самообследования в части оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.
2.     Определить оптимальные психолого-педагогические условия (педагогические, программно-методические, материально-технические и др.), необходимые в дошкольном образовательном учреждении для успешной качественной подготовки выпускников ДОУ.
3.     Определить критерии оценки качества подготовки выпускников ДОУ.
4.     Разработать и адаптировать карты наблюдений оценки ожидаемых изменений ребенка в результате образовательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами.
5. Разработать анкеты для родителей по оценке содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.

2       Концепция проекта

Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
- как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
- как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ, технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);
- какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.).
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ДОУ должно обеспечить открытость и доступность информации о его деятельности [2, гл. 2, ст. 29], для чего следует ежегодно осуществлять самообследование. Процедура самообследования, согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г., включает среди прочего оценку содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.

3              Содержание проекта

Ориентиром при проведении независимой оценки качества работы ДОУ являются Федеральные государственные образовательные стандарты, согласно которым основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры Программы. При соблюдении требований к условиям реализации Программы (далее - Требования) настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В случае, если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают следующие показатели:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями природы, естествознания, математики, истории  и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Определение результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров позволит, с одной стороны, поменять отношение к дошкольнику, к оценке результатов его развития, будет способствовать созданию комфортных по отношению к воспитанникам условий в ДОУ. Но, с другой стороны, целевые ориентиры не позволяют увидеть динамику развития ребенка, продумать и скорректировать индивидуальную работу с ним.
Таким образом, возникает необходимость мониторинга динамики развития ребенка и, прежде всего, для выявления способов и методов, с помощью которых педагог ДОУ может создать наиболее оптимальные условия для развития дошкольника, преодоления проблем в его личностном становлении.
В настоящее время разработаны различные комплекты методик разноплановой многомерной диагностики дошкольников, позволяющих фронтально изучить психологическую готовность ребенка к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Диагностика психологической готовности к обучению имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития».
Дошкольные образовательные программы оснащены таблицами (тестами) мониторинга достижения детьми планируемых результатов.
Однако и диагностика психологической готовности ребенка к школе, и таблицы мониторинга достижения детьми планируемых результатов позволяют выявить прежде всего образовательный результат. В то время как, согласно Стандарту, результатом завершения дошкольного образования должна стать социализация детей, формирование у них жизненно важных базовых ценностей культуры мира.
В связи с этим необходима разработка механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ в соответствии с современными требованиями.
Механизм оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ включает следующие разделы:
- содержательный;
- организационный;
- управленческий.
Содержательный раздел определяет содержание механизма и включает такие основные компоненты, как:
- направления, показатели и критерии оценки качества подготовки выпускников ДОУ;
- комплект измерительных материалов, включающий следующий диагностический инструментарий:
- карта наблюдений за развитием ребенка (эмоционально-социальное развитие);
- анкета для родителей;
- тест для педагогов подготовительных к школе групп «Готовность ребёнка к школе»;
- методические рекомендации по реализации механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.
Организационный раздел.
Оценка содержания качества подготовки выпускников ДОУ проходит два раза в год - в сентябре (на начало периода) и в мае(конец учебного года). При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников анализируются и оцениваются:
- Программа развития дошкольного образовательного учреждения;
- образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных программ;
- механизмы определения списка методической литературы, пособий, материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе;
- результативность системы воспитательной работы;
- соблюдение принципа преемственности обучения в школе;
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов воспитанников;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.

Управленческий раздел включает систему управления механизмом оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.

Заведующий
       координирует и контролирует работу воспитателей и специалистов в процессе подготовки детей к школе.

Старший воспитатель 

• осуществляет организацию и планирование работы, деятельность специалистов,
• осуществляет контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса;
• проводит оценку результативности работы; 
• оказывает помощь специалистам в освоении и применении инновационных технологий;
• организует просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей; 
• проводит индивидуальные занятия, беседы и консультации по запросам родителей.
Психолог
• проводит диагностику психического развития детей раннего и дошкольного возраста;
• устанавливает причины проблемных форм развития и поведения ребенка;
• консультирует родителей о возможных путях коррекции отклонений в психологическом развитии ребенка; 
• оказывает помощь в подготовке ребенка к переходу детей старшего дошкольного возраста на следующую образовательную ступень – школу;
• осуществляет психологическое сопровождение детей и членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ними.

Медсестра
• Оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам:
• организации физического воспитания, развития, закаливающих процедур и режима дня в домашних условиях; 
• антропометрии детей; 
• оздоровления, профилактики и предупреждения заболеваний у детей;
• эффективности физического воспитания с оценкой физической нагрузки на ребенка по возрастным норма; 
• разработки индивидуальной программы оздоровления ослабленных и часто болеющих детей.

Таким образом, работа специалистов имеет профилактические, диагностические, коррекционные, развивающие и консультативные функции.

Этапы реализации проекта

Проект реализуется в три этапа:
I этап - организационный: сентябрь - ноябрь 2013 г.
На I этапе осуществляется следующая работа:
- изучение литературы и нормативных актов в области независимой оценки качества образования;
- разработка локальных актов, в том числе положения о внутренней системе мониторинга качества образования, положения о творческой группе,
- проведение тестирования «Готовность педагогов к инновационной деятельности»;
- создание творческой группы по разработке механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ;
- написание инновационного проекта;
- формирование плана деятельности по реализации проекта;
- определение критериев оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ;
- разработка механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ;
- подбор комплекта методик фронтального изучения детей (в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой);
    Тестирование педагогов «Готовность ребенка к школе»
II этап – практический: декабрь 2013 г. - май 2014 г.
На II этапе осуществляется следующая работа:
- разработка диагностического инструментария (анкеты для родителей, карты наблюдений);
- апробация механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ;
- анализ эффективности и внесение корректив в механизм оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ;
- создание системы мониторинга и психолого-педагогической поддержки индивидуального развития воспитанников (исходя из результатов оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ);
- создание системы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по оценке индивидуального развития ребенка.
Ш этап - внедрение механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ: сентябрь 2014 – май 2015 г.
На III этапе осуществляется следующая работа:
- внедрение механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ как одного из элементов самообследования, проводимого ДОУ;
- публикация аналитических и обобщающих материалов;
- Обобщение и распространение опыта работы по оценке содержания и качества подготовки выпускников ДОУ, в том числе проведение городских семинаров, конференций и т. д.
- участие в различных научно-методических мероприятиях в направлении «Независимая оценка качества работы образовательной организации».
- организация просветительской и партнерской работы с родителями, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования детей по оценке содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.

4       Предполагаемый результат

1. Внедрение механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ как элемента программы самообследования ДОУ.
2. Создание системы оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ.
3. Повышение качества подготовки выпускников ДОУ.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

5       Критерии эффективности проекта по созданию механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ

Эффективность проекта по созданию механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ определяется в соответствии с критериями, представленными в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии эффективности проекта по созданию механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ

Критерии
Индикаторы
Балл
Инструментарий
1
2
3
4
Изменение качества освоения основной общеобразовательной программы (далее – ООП) дошкольного образования
- увеличение доли детей, имеющих высокий и средний уровень развития личностных качеств в соответствии с возрастом;
- уменьшение доли детей, имеющих низкий уровень развития личностных качеств в соответствии с возрастом
2 б. – более
50 % высокий уровень;
1 б. – более
50 % средний уровень;
0 б. – более
50 % низкий уровень
Карты наблюдений, диагностические методики
Изменение уровня профессиональной компетентности педагогических работников
- доля педагогических работников, повысивших квалификацию за последнее время или повышающих в настоящее время;
- доля педагогических работников, участвующих в методических семинарах, мастер-классах;
- доля педагогических работников, обобщающих и распространяющих педагогический опыт
2 б. – более
50 % пед. работников;
1 б. – 30 – 50 % пед. работников;
0 б. – менее
30 % пед. работников
Документ, удостоверяющий конкретный вид деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогического работника
Изменение материально-технических условий реализации ООП дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС
- наличие УМК в соответствии с реализуемой Программой дошкольного образования;
-наличие Программ, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей, в том числе способных и талантливых детей, детей с ОВЗ;
- использование современных разнообразных форм и методов обучения и воспитания;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
2 б. – наличие в полном объеме;
1 б. – частично;
0 б. – отсутствие


Соответствие показателей развития детей ожиданиям родителей
- доля родителей, удовлетворенных успехами своего ребенка в ДОУ;
- доля родителей, не вполне удовлетворенных успехами своего ребенка в ДОУ;
- доля родителей, не удовлетворенных успехами своего ребенка в ДОУ
2 б. – более 50% удовлетворены;
1 б. – более 50 % не вполне ;
0 б. – более 50% не удовлетворены
Анкета для родителей
Соответствие уровня оказания образовательных услуг ожиданиям родителей
- доля родителей, полагающих уровень образовательных услуг высоким;
- доля родителей, полагающих уровень образовательных услуг средним;
- доля родителей, полагающих уровень образовательных услуг низким
2 б. – более
50 % высокий уровень;
1 б. – более
50 средний уровень ;
0 б. – более
50 % низкий уровень
Анкета для родителей

Максимальное количество баллов при определении эффективности проекта по созданию механизма оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ – 20 баллов.
Коэффициент эффективности высчитывается по формуле К = ,
где К – коэффициент эффективности; а – количество набранных баллов;
р – общее количество баллов, равное 20.
При К ≥ 0,7 - высокий уровень эффективности; при 0,3 ≥К ≥0,7 - средний уровень эффективности; при К ≤ 0,3 - низкий уровень эффективности.

6                    Материально-техническое, финансовое, кадровое
и научно-методическое обеспечение проекта

Для реализации проекта требуется следующее финансовое обеспечение проекта (таблица 2):
Таблица 2 – финансовое обеспечение проекта
Содержание деятельности
Предполагаемое финансирование
Софинансирование из внебюджетных средств
Повышение квалификации педагогов (6 чел.)
9000,00

Приобретение развивающих дидактических игр

15000,00
Организация платных дополнительных услуг в рамках кружковой деятельности

20000,00
Приобретение СД-дисков с развивающими видеопрограммами для развития познавательных способностей детей

2000,00
Итого:
9000,00
37000,00
Всего:                                                                                                  46000,00
Кадровое обеспечение
В реализации проекта примут участие сотрудники ДОУ, социальные партнеры, составляющие мультидисциплинарную рабочую группу, обеспечивающую психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов), в том числе:


Таблица 3 – Кадровое обеспечение проекта
Ф.И.О.
Должность
Образование
Функциональные обязанности
Ильченко Наталья Александровна
И.о. заведующего
ОмГПУ, 2002
Организует работу по
реализации проекта,
подбирает специалистов,
контролирует текущую
работу специалистов,
составляет отчеты по
реализации проекта
Передерина Наталья Владимировна
Старший воспитатель
ОмГПУ, 2005
Координирует действия
специалистов, осуществляет сбор
и анализ информации об
образовательном процессе в
рамках проекта, осуществляет
научно-методическое руководство
реализацией проекта

Пащина Светлана Михайловна







К.п.н., доцент, ведущий методист сектора научно-методического обеспечения отдела развития образования департамента образования Администрации города Омска
ОГПИ, 1987
Консультирует педагогов,
осуществляет сбор и
анализ информации качества образовательного процесса, развития детей с учетом их индивидуальных особенностей в условиях дошкольного учреждения

Князева Анастасия Сергеевна
педагог-психолог
ОмГПУ, 2010
Осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями
Крючева Вера Владимировна
главный бухгалтер
Омский финансово-экономический колледж, 1999
Bедет бухгалтерский учет, составляет отчеты во внебюджетные фонды, оформляет финансовые документы по проекту

7                  Система управления проектом

Система управления проектом включает координационный совет, методическую и психологическую службы.
В состав координационного совета входят научный руководитель проекта, руководство проекта (администрация ДОУ). Координационный проект осуществляет стратегическое управление реализацией проекта в соответствии с целями и задачами; осуществляет контроль и принимает решения по наиболее приоритетным направлениям и задачам проекта; организует деятельность по реализации проекта.
Научный руководитель осуществляет научно-методическое сопровождение проекта; руководство проекта обеспечивает организацию взаимодействия всех участников проекта, организует разработку методической документации, работу по распространению опыта (научно-методические семинары, мастер-классы, наставничество), готовит отчетность о реализации проекта.
Методическая служба, в состав которой входит старший воспитатель, осуществляет профессиональную помощь педагогическим работникам – участникам проекта в разрешении проблем профессиональной деятельности; анализ и оценку профессиональной деятельности педагогов, организует и проводит методическую работу с педагогами и родителями по проблеме; информирует о научно-теоретической и методической литературе по проблеме; оказывает помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.
В состав психологической службы входит педагог-психолог, осуществляющий психологический анализ педагогической деятельности; психологическую диагностику развития детей; проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций, совместных занятий.

8                                                                         Дальнейшее развитие проекта


1.     Внесение дополнений и корректив в механизм оценки содержания и качества подготовки выпускников ДОУ на 2014-2015 учебный год.
2.     Обеспечение доступности, открытости информационного пространства.
3.     Создание нового проекта «Программа внутреннего мониторинга качества дошкольного образования»

Список литературы


1.     Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М.: АЙРИС-пресс, 2007
2.     Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003
3.     Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н. Ф. Комарова. - М.: Скрипторий, 2010
4.     Критерии оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений (по видам учреждений) в рамках перехода на новую систему оплаты труда [Текст] - М.: Центр психологического сопровождения «ТОЧКА ПСИ», 2010
5.     Свирская, Л. Методика ведения педагогических наблюдений [Текст] / Л. Свирская.  СПб.-М.: Образовательные проекты, ЛИНКА-ПРЕСС, 2010
6.           Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
7.     Федеральный закон «Об образовании», 29 декабря 2012 г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий